Порой, когда читаешь криминальные сводки, создается впечатление что наше общество полностью погрязло в бессердечности и враждебности по отношению к более слабым. Отец убивает сына, невестка свекровь, брат брата, а сосед соседа. Поножовщина не такое редкое явление даже среди школьников. Можно ли покончить с этим омерзительным явлением?
Внутрисемейное насилие: между исламом и государством
Преступления против женщин и детей имели место в таджикском обществе во все времена, поэтому они порой не всегда рассматривались в качестве социальной проблемы. Насилие в таджикском обществе имеет социальный контекст. Простой народ не представлял процесс воспитания детей без наказания. Женские промахи в быту тоже нередко наказывались через рукоприкладство супруга. Все это происходило на фоне того, что подавляющее большинство населения Таджикистана исповедует ислам. Законы Шариата в свою очередь не поощряют применение насилие не то, что по отношению к человеку даже к животным. Но исламские духовные ценности некоторым людям, кажется не по нраву. Им проще отрезать собакам уши и хвосты, а также бить своих жен и детей.
Положительные сдвиги в этой негативной ситуации наметились в последние годы, когда приоритетной задачей правительства Республики Таджикистан стало формирование системы государственных мер по предотвращению насилия в семье, социальной реабилитации пострадавших от всех форм насилия. В данное время проблема семейного насилия стала в Таджикистане предметом общественной и государственной политики, её обсуждают и исследуют.
В Таджикистане есть законодательные документы, которые направлены на предотвращение различных форм насилия, в том числе и насилия в семье. Но эти законы порой остаются невостребованными, так как в обществе до сих пор не произошло формирование адекватного понимания серьезных последствий семейного насилия. Защитить свои интересы могут лишь активные и информированные граждане, так как они знают свои права.
Согласие как результат биографического опыта
Обычно в процессе семейного насилия выделяется субъект, совершающий насилие, и жертва. Согласие жертвы с насилием и готовность к нему является результатом социализации человека в обществе. Немаловажную роль играет и биографический опыт.
Отец оправдывает свое рукоприкладство словами: «Меня отец тоже бил за плохие отметки в дневнике». Отмечу, что, по мнению ряда ученых-медиков, отцы, применяющие физические методы наказания своих детей, часто выходят из неблагополучных семей и в детстве страдали от бесчеловечности своих родителей.
Жена оправдывает насильственные действия своего мужа словами: «Слава Аллаху обошлось! Мою маму отец за такой поступок наказывал еще хуже». В общем, многие жертвы пытаются оправдать поведение насильника, чем осудить. Все это приводит к деградации личности, своеобразному одичанию, что ведет к духовному обнищанию семьи. Страх начинает править всем.
Страх особенно среди женщин становится многоликим. Женщины-жертвы боятся экономических осложнений, не хотят оставлять детей без отца, порой они испытывают жалостью к мужу, а в некоторых случаях опасаются потерять уважение общества.
Прямая дорога в психушку
Непосредственное воздействие негативных факторов на организм человека (телесных повреждений, побоев и истязаний) наносит вред здоровью. На основе данных медицинского осмотра последствия пережитого семейного насилия можно структурировать, разделяя их либо на физические (заболевания, тяжелые телесные повреждения), психологические (суицидальные тенденции, фобии, ночные кошмары) и социальные (деликвентность, трудности в межличностных отношениях).
Последствия семейного насилия включает в себя хроническую депрессию, самодеструктивные тенденции, трудности функционирования в супружеской и родительской ролях.
Порой семейное насилие делает человека инвалидом на всю жизнь или вечным пациентом психбольницы.
От отчетов к просчетам!
Статистика необходима для нормального функционирования государства. Её ведут все структуры государства. Но порой ведомства страны уделяют большое внимание подготовке отчета по семейному насилию, чем его профилактике. Чиновники не должны забывать, что каждая семья – это малая социальная группа. Из этих малых социальных групп в конечном итоге состоит государство. Поэтому чиновники должны стремиться к тому, чтобы в корне искоренить статистику по семейному насилию. Они должны чаще прислушиваться к проблемам, возникающим в семье. Они должны помогать гражданам, а не отфутболивать их из одного ведомства в другое.
Проповедь – путь к сердцу
Отсутствие исчерпывающей информации о степени распространения и причинах применения силы в семье можно компенсировать через проповеди во время пятничных молитв в мечетях. Не секрет, что многие верующие мужчины Таджикистана в пятницу посещают мечети. Имам-хатибы мечетей могут в доступной форме объяснить своим прихожанам, что женщины, дети, пожилые люди являются уязвимыми, и требует к себе большего внимания, заботы и ухода. Прихожане должны запомнить, что им нужна забота, а не насилие. Имам-хатибы совместно с государством и правозащитными организациями должны участвовать в формирование социальной семейной политики.
Равшан Меликшоев, специально для «Дайджест-Press»